Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и родителей для которых русский язык не является родным.

План педагога-психолога

с детьми-инофонами, детьми-билингвами и их семьями»

на 2021 – 2022 учебный год

Цель: создание благоприятных условий для успешной адаптации

детей – инофонов, билингвов к русскоязычной среде, развитие навыков

толерантного конструктивного общения всех участников образовательного

процесса.

Задачи:

  1. Создание психологически безопасной среды в образовательном

учреждении;

  1. Оказание психологической поддержки семьям детей – инофонов,

билингвов;

  1. Консультационная поддержка педагогов по организации работы с

детьми – инофонами, билингвами.

 

Мероприятия Класс Сроки
Обучающиеся
1 Диагностическая работа.

1.1 Готовность к школе.

Применяемые методики:

Венгер, С.А. Бугрименко

— Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний

— Сформированность отношения к школе

— Умственное и речевое развитие

— Развитие образных представлений

— Развитие мелкой моторики

 

1а, 1б классы

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь 2021г

 

1.2. Сопровождение адаптации

Применяемые методики:

Фронтальное обследование — «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин), методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман), методика изучения самооценки Дембо – Рубинштейна (адаптированный для младших школьников вариант).          Индивидуальное обследование — методика «Найди лишнее» (субтест методики Р Амтхауэра), опросник определения сформированности «Внутренней позиции школьника»

1а, 1б классы

 

 

 

 

 

 

Октябрь 2021г – май 2022г (повторная)
1.3. Тестирование по определению социально-психологической комфортности обучающихся в школе

— методика «Круги»

 

2-11классы 2 раза в год

 

1.4. Наблюдение за детьми-инофонами во

время учебного процесса

1-11 классы В течение года
2. Просветительская  работа.

2.1 Информирование о работе детского телефона и почты доверия (информация на стенде)

1-11 классы

 

 

В течение года

 

 

2.2 Памятка «Приёмы эффективного общения»

 

 

5-11 классы

 

Февраль –март 2022г
2.3 Мини – лекция «Ключи к бесконфликтному общению» 1-4 классы Апрель 2022г
3 Профилактическая работа.

Классные часы по вопросам формирования культуры:

3.1 Классный час «Учимся правильно выражать обиду и гнев»

 

 

 

 

1-4 классы

 

 

 

 

 

Декабрь 2021

 

 

3.2  Классный час «Умей управлять своими эмоциями»

 

 

5-7 классы

 

 

 

 

Январь 2022г

3.3 Кинолекторий с просмотром презентаций,  и обсуждением полученной информации:

— «Что такое толерантность в современном мире»

8-11 классы Ноябрь 2021
3.4  Конкурс рисунков, посвящённых международному Дню толерантности 5-7 классы Ноябрь 2021
3.5 Просмотр видеоролика «Толерантность» 1-4 классы Октябрь 2021
3.6 Просмотр мультфильма, с обсуждением увиденного

«Все мы разные, но мы вместе»

5-7 классы Октябрь 2021
4 Коррекционно – развивающая работа

4.1.Здравствуй, школа!

Адаптационные занятия с первоклассниками

( под ред Н.В. Пилипко)

 

4.2. Тренинг «Страна наших культур!»

 

1а, 1б классы

 

 

 

5-8 классы

 

Сентябрь – октябрь 2021

 

 

Январь 2022г

Родители (законные представители)
1 Просветительская работа»

1.1 Листовка для родителей первоклассников

«Упражнения для снятия усталости».

1.2 Рекомендации родителям от психолога «Условия успешного овладения русским языком»

1.3 Родительский лекторий с педагогом психологом «Что такое адаптация».

Родители (законные представители) В течение года
Педагоги
1 Просветительская деятельность.

1.1 Мини – лекция с педагогами

«Особенности работы с детьми-билингвами в образовательном учреждении»

 

Педагоги В течение года

 

 

 

Рекомендации родителям от психолога «Условия успешного овладения русским языком»

Первое — в одной фразе должен быть только один язык.

Второе — постарайтесь выработать у ребёнка ведущую мысль о том, что два и больше языков — это преимущество, и это намного круче, чем один. Знание нескольких языков — это здорово!

Третье — когда ваш ребёнок что-то говорит, поддерживайте его! И если даже он что-то сказал неправильно, корректируйте это мягко. Например в русском языке сложные падежные окончания и дети часто путаются, в таком случае нужно повторить фразу ещё раз, с акцентом на то слово, в котором была сделана ошибка.

Четвёртое — балансируйте языковые коммуникации. Соотнесите количество времени, когда ребёнок в течении дня соприкасается с одним и с другим языком и сбалансируйте это время. Этого можно достичь с помощью общения с детьми, владеющими тем языком, который необходимо усилить. Если у вас пока нет возможности выровнять время за счёт “живого” общения, то балансировка может осуществляться за счёт мультфильмов, передач, просматривания и чтения книг. Все это хорошо восполняет и балансирует словарный запас. Полезно также «уравновешивать» позиции языков как инструментов общения, вывозя ребенка на каникулы в страну второго языка, где иностранным становится язык страны проживания — немецкий, английский, французский.

Пятое — говорите с ребёнком много и на разные темы. Обсуждайте прочитанное, просмотренное. Задавайте вопросы: что ты запомнил, что тебе понравилось, что ты узнал нового? Это стимулирует ребёнка использовать новый словарный запас, с которым он недавно познакомился. Начинайте обсуждение на том языке, на котором была прочитана книга, а потом можно пробовать перевести это на другой, тем самым выстаивая параллель между двумя языками.

Родительский лекторий с педагогом психологом «Что такое адаптация».

Что такое школьная адаптация?

Под термином «адаптация» понимается процесс принятия и усвоения ребёнком новой социальной ситуации школьного обучения, своего нового статуса школьника и новых систем взаимодействия («ученик – учитель», «ученик – ученик»), а также связанный с этим процесс выработки новых средств поведения.

Родителям стоит знать, что на этом этапе очень важно помочь первокласснику адаптироваться к новым для него условиям, объяснять, поддерживать и направлять малыша. Внимание и забота сделают процесс привыкания к школе максимально быстрым, комфортным. Это станет залогом будущих школьных успехов вашего любимого ученика.

С чем предстоит столкнуться?

В процессе адаптации первокласснику предстоит приспосабливаться сразу к нескольким важным изменениям в своей жизни.

Освоение нового пространства. Первые недели в школе ребёнок будет знакомиться с местом, где ему предстоит учиться, и искать ответы на вопросы: что такое школа, из каких частей она состоит, как дойти от класса до столовой, что делать, если на пути встретились старшеклассники, и даже – «я заблудился, как мне отсюда выйти?». Освоение школьной среды младшим школьником – очень важная часть адаптации.

Новая социальная ситуация. Ребёнок, который ещё недавно был дошкольником, теперь находится в статусе школьника. Ему предстоит ответить на вопросы: какой я теперь? Чем отличаюсь от себя предыдущего? Что у меня есть на данный момент такого, чем я могу гордиться?

Новые взаимодействия. Ребёнку предстоит осваивать средства социального взаимодействия в новых для него системах «ученик – учитель» и «ученик – ученик». Ему надо будет уяснить правила, по которым общаются в классе дети друг с другом, ученики с учителем, понять, как вести себя в школе можно, а как – нельзя.

И только после того, как ребёнок:

  • освоил пространство физически,
  • осознал себя в новом статусе,
  • понял и принял правила поведения в школе,

можно говорить о том, что он изменился психологически, приспособился к новым обстоятельствам. Отныне школьная среда будет казаться ему безопасной: он уже знает, чего от неё ждать и как себя вести, а значит, адаптировался к школе. Так сколько времени это займёт?

Этапы школьной адаптации

Школьная адаптация делится условно на три этапа (или фазы).

Ориентировочная фаза занимает 2–3 недели. Это самый «острый» и напряжённый период для ребёнка, настоящий стресс для организма.

Фаза неустойчивого приспособления начинается после «ориентировочной» и длится ещё 2–3 недели. Первые сложности позади, ребёнок уже начинает разбираться в школьной жизни, в новых правилах. Его организм испытывает меньший стресс.

Фаза относительно устойчивой адаптации начинается после фазы неустойчивого приспособления и может длиться от 5–6 недель до года. Достаточно распространены случаи, при которых ребёнок весь первый класс привыкает к школе, к усилившимся физическим, психологическим и интеллектуальным нагрузкам. Это – вариант нормы.

Из чего состоит адаптация?

Адаптация первоклассника – комплекс из трёх равнозначных по важности компонентов.

Физиологическая адаптация подразумевает, что ребёнок постепенно привыкает справляться со школьными нагрузками. Большинству первоклассников непросто даётся переход от динамической нагрузки к статической. Перед учеником ставится задача сидеть неподвижно 30–45 минут урока, держать спину ровно, слушать учителя, выполнять задания. Всё это требует высокого уровня физиологической готовности. Детскому организму нужно время, чтобы он перестроился. Очень часто в самом начале учебного года первоклассники болеют, потому что их организм попросту не справляется с непростой задачей физиологической адаптации.

Социальная адаптация предполагает наличие у ребёнка умений слушать, адекватно реагировать на слова учителя, самостоятельно выполнять задания. Он учится понимать требования и правила школьной жизни, признавать авторитет учителя, налаживать отношения со сверстниками.

Психологическая адаптация. Сюда относится желание ребёнка учиться, принятие своей позиции школьника, высокий уровень психологической зрелости. Настроенность на учёбу, школьная мотивация, готовность к обучению, стрессоустойчивость – всё это малыш будет приобретать в ходе психологической адаптации.

Помощь родителей очень важна

Вырабатывая план действий на первый год обучения в школе, родителям стоит помнить про все три основные компонента адаптации.

Облегчить физиологическую адаптацию можно, если:

  • продумать и чётко прописать режим дня первоклассника;
  • укладывать его спать и звать за стол в одно и то же время;
  • гулять не менее 2,5 часа в день (в первом классе не задают уроков, и этим надо пользоваться!);
  • чередовать виды деятельности: после занятий – подвижные игры;
  • в школу давать ребёнку перекус (сок, фрукт, йогурт), это поможет поддержать силы, если он устал к концу дня;
  • не оставлять на продлёнке – отдых дома куда полноценнее;
  • по возможности не отменять дневной сон.

Облегчить социальную адаптацию возможно, если:

  • научить ребёнка правилам общения с другими учениками в классе;
  • обратить его внимание на то, как важно быть вежливым;
  • обучать ребёнка самостоятельности: пусть он учится сам собирать портфель, убирать за собой игрушки, выполнять задания (например, поделки к празднику);
  • отказаться от идеи критиковать учителя при ребёнке – это подрывает авторитет учителя.

Психологическая адаптация пройдёт легче, если:

  • привлекать ребёнка к процессу покупки тетрадок и книжек, организации рабочего места и т.п.;
  • старайтесь объяснять всё, что непонятно: задания, ситуации;
  • поддерживая малыша своей уверенностью в том, что у него всё получится, направлять на достижение хороших результатов;
  • обеспечить ему благоприятную психологическую обстановку в семье, надёжный тыл (а для этого родителям не нужно ссориться или резко менять устои семьи).

Любовью и заботой можно смягчить любые дискомфортные проявления адаптации. Именно родительское понимание и позитивный настрой помогут первокласснику в первые трудные дни и недели в школе.

Тренинг  «Страна наших культур!»

Цель занятия: Формирование ценности «команда». Способность

действовать в команде как одно из наиболее востребованных качеств.

Приобретение практических навыков взаимодействия с другими людьми на

принципе сотрудничества, а не соперничества. Знакомство с элементами

другой культуры.

Упражнение «Встаньте в круг»

Цель: повышение сплоченности группы.

Участники собираются тесной кучкой вокруг педагога. Когда он

произнесёт «начали!», все закрывают глаза и начинают двигаться в любую

сторону самым хаотичным образом, стараясь при этом ни на кого не

наступить. При этом каждый должен жужжать, как пчелы, собирающие мед.

Через некоторое время, услышав хлопок в ладоши, участники должны

мгновенно замолчать и застыть в том месте и в той позе, где их застал

сигнал. Не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, выстроиться в

круг. Это должно происходить в полной тишине, иначе не удастся

почувствовать ни людей, стоящих рядом, ни той совершенной фигуры, какой

является круг. Когда все участники игры займут свои места и остановятся,

психолог должен хлопнуть в ладоши трижды, после чего участники могут

открыть глаза и посмотреть, какую фигуру им удалось создать.

Упражнение «Национальность – качество»

Цель: знакомство, определение себя как носителя культурных черт.

Рассказать, что разные национальности имеют свои определенные

хорошие качества характера и привести примеры (например, немцы –

пунктуальные, аккуратные, спокойные, вежливые), после перечислить

хорошие качества национальности ребенка и спросить, какие качества, как

ему кажется, совпадают.

Упражнение «Страна наших культур»

Цель: расширение знаний детей о культурных особенностях

представителей разных национальностей, обобщение представлений о

собственной культуре, развитие навыков самопрезентации.

Инструкция: ученикам предлагается при помощи карандашей,

фломастеров, клея, вырезок на ватмане сделать коллаж, на котором

попытаться изобразить страну с элементами различных культур. Например,

дом с учетом особенностей одного народа, природа, характерная для другой

культуры, одежда – для третьей.

Комментарий: в результате данной работы дети узнают об

особенностях другой культуры и в игровой форме интегрируют их в свою.

Таким образом, формируется понимание, что человек с другими традициями

обладает такими же нравственными, материальными и социальными

нормами.

Упражнение «Портрет»

Цель: расширение знаний о культурных особенностях различных

национальностей, их принятие и уважение, формирование понятия

толерантность.

Инструкция: ведущий подготавливает рабочее пространство (цветные

карандаши, вырезки национальных костюмов и предметов, клей, листы

картона). Дети с помощью ведущего начинают создавать портреты

представителей разных национальностей с характерными для культуры

каждого чертами. После создания «портрета-коллажа» дети ассоциируют

каждого представителя с их предметами и особенностями их культуры.

Например: украинец (песни, борщ, венок на голове женщины,

гостеприимство); грузин: (шашлык, шумная свадьба, гостеприимство). Затем

дать детям возможность попытаться самостоятельно сформулировать

понятие толерантность.