Ответственность за нарушение правил режима Государственной границы и других пограничных режимов.
Нарушение правил режима Государственной границы РФ (ст. 18.1 КоАП РФ).
Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (с изм. и доп.) и Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп.) устанавливают понятия Государственной границы РФ, ее защиты и охраны, режима Государственной границы и определяют порядок ее пересечения.
Охрана Государственной границы Российской Федерации является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами Федеральной службы безопасности (ФСБ России) в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются как пограничные меры, которые входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения национальной безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Режим Государственной границы включает в себя правила:
1. содержания Государственной границы;
2. пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;
3. перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;
4. пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
5. ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
6. разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.
Субъектами данных правонарушений могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 16 лет (ч. 1 и 3); иностранные граждане и лица без гражданства (ч. 2); должностные лица (ч. 1 и 3); юридические лица (ч. 3).
Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений может быть выражена в форме как умысла, так и неосторожности.
Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов и войск пограничной службы ФСБ России.
Дело об административном правонарушении, совершенном иностранным гражданином или лицом без гражданства, рассматривается районным судьей в случаях, если должностное лицо пограничных органов Российской Федерации передаст его на рассмотрение судье, поскольку в санкциях ч. 2 и 3 данной статьи предусмотрена возможность административного выдворения соответствующего лица за пределы Российской Федерации (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами пограничных органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
Нарушение пограничного режима в погранзоне (ст. 18.2 КоАП РФ).
Для квалификации правонарушений, предусмотренных данной статьей, нужно обращаться к конкретным правилам пограничного режима, которые содержатся в Законе РФ «О Государственной границе Российской Федерации», а также к иным нормативным правовым актам и другим документам.
В пограничную зону включается зона местности шириной до 5 км вдоль Государственной границы Российской Федерации на суше, морского побережья России, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и островов на указанных водоемах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений за пределами 5 км.
На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки. Пределы пограничной зоны определяются на основе решений федеральных органов исполнительной власти по представлениям старших должностных лиц пограничных органов на территории субъектов Российской Федерации.
Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных законодательством России, является установленный порядок управления в области защиты Государственной границы Российской Федерации, выраженный в виде пограничного режима в пограничной зоне.
Объективная сторона рассматриваемых правонарушений заключается:
• по ч. 1 — в нарушении правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в пограничной зоне;
• по ч. 2 — в нарушении любого из следующих действий: ведении хозяйственной или иной деятельности либо проведении массовых общественно-политических, культурных или иных мероприятий в пограничной зоне, а равно содержании или выпасе скота в карантинной полосе в пределах пограничной зоны без разрешения органов и войск пограничной службы; ведении хозяйственной, промысловой или иной деятельности в пределах пограничной зоны с разрешения органов и войск пограничной службы, но с нарушением установленного порядка; нарушении порядка проведения массовых общественно-политических, культурных или иных мероприятий в пограничной зоне.
Субъектами данных правонарушений могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 16 лет; должностные лица, юридические лица.
Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений может быть выражена в форме как умысла, так и неосторожности.
Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов и войск пограничной службы (ст. 23.10 КоАП РФ).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами пограничных органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ) и органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (ст. 18.4 КоАП РФ).
Режим в пунктах пропуска через Государственную границу РФ включает в себя правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля.
Пропуск через Государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных пунктах пропуска и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу РФ грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации.
Основанием для пропуска через Государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.
Договором Российской Федерации с сопредельным государством может быть установлен упрощенный порядок пропуска через Государственную границу РФ граждан Российской Федерации и граждан сопредельного государства в части определения документов на право выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу РФ включает в себя осуществление пограничного контроля (проверку документов, досмотр), а при необходимости — также таможенного, иммиграционного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного, транспортного и других видов контроля.
Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзалов, станций, морского, речного портов, аэропорта, мест, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля, пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Объективная сторона рассматриваемых правонарушений не включается в нарушения (невыполнение либо несоблюдение) конкретных правил, регулирующих режим в пунктах пропуска через Государственную границу РФ.
Субъектами данных правонарушений могут быть граждане Российской Федерации (ч. 1) или иностранные граждане и лица без гражданства (ч. 2), достигшие возраста 16 лет.
Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений может быть выражена только в форме умысла.
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами пограничных органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ) и органов внутренних дел.